Выбор комплектующих и сборка легких дисковых колес
Содержание
1.Много букав (всяческая теология и прочие обоснования выбора комплектующих)
2. Перечень комплектующих и их характеристики
3. Фоточки
1. Бла Бла Бла
Давно известно, что снижения веса на колесах дает самый лучший положительный эффект на динамику движения велосипеда. Заводские легкие вилсеты стоят денег и не малых. Колеса собранные из стандартных комплектующих (которые относительно легко можно купить в местных магазинах) также обладают большей ремонтопригодностью.
Итак, задача собрать легкий комплект колес для дискового тормоза.
1)Втулки.
Уже ставшим религиозным, спор о том, что лучше закрытые промподшипники или насыпные подшипники, я лишь приведу свои доводы.
На рынке множество вариантов втулок с промподшипниками, но большинство не подходят под нашу задачу из-за достаточно большого веса. Другие, обладая прямо манящими цифрами веса, не подходят из-за просто отвратительной грязезащиты (к примеру FRM) или же оборудованы не надежными фрихабами и в мороз (даже легкий) задние втулки часто превращаются в самокат (американ класикал и аналогичные клоны). Некоторые втулки, ставшие уже легендарными, все-таки, дороговаты (DT-240s). Еще один относительный минус – почти у всех крепление под 6 болтов, значит приверженцы шиманы не смогут использовать роторы с креплением Centrlock.
У шиманы только 1 группа заслуживает внимания своим весом - ХТР. Кстати многие согласятся, что даже в наш век удешевления всего производства, втулки группы хтр обладают отличными грязезащитными характеристиками Ну и всем удобное крепление диска Centrlock. Удобное тем, что можно поставить любые диски – Любые, используя переходник Centrlock-6 болтов (на рынке минимум 4 варианта).
2)Обода.
В угоду внешнего вида рассматриваем только дисковые обода ( а ведь можно собрать универсальные колеса ).
Классику DT и Mavic (717) рассматривать не будем, ибо они таки не супер легкие (405-430 гр).
Фирма San rims выпускает достаточно легкие, качественные и что не маловажно недорогие обода, конечно для человека 75-80кг и больше эти обода окажутся хлипкими. У меня собрано 3 колеса на их ободе Sun rims UFO (370-375гр.) и с моим весом все ок, причем даже восьмерки почти не появляются при достаточно жестком использовании (ХС гонки). Основываясь на этом опыте выбрал обода этой же фирмы в дисковом исполнении и еще более легкие(355 гр) - Equalizer 21 ( посмотрим как они себя поведут)
http://velorama.ru/catalogue/wheels/rims/sun_ringle_equalizer_21.phtml
3)Спицы
DT. Как-то не принято ставить что-то другое, да и большинство аналогов тяжелее.
Выбор может стоять что именно поставить Revolution, Sypercomp, Competition, Аэролайт.
Аэролайт мы отбрасываем из-за возможных проблем в протискивании спицы в отвертие на фланце втулки (все таки 2.34, хотя многие ставят и не жужжат). А главное – цена 2 евро против 0,95евро у Revolution. Вес у них почти одинаков, причем в пользу Revolution. Правда некоторые утверждают, что на Аэролайтах колеса получаются жестче.
Revolution не рекомендуют ставить если райдер тяжелее 70кг (но я то легче ). Есть мнение, что на дисковые колеса Revolution вообще не подходят. Но, лично я для себя , это мнение опроверг 2х летнем использованием спиц Revolution на заднем дисковом колесе(мой вес около 61 кг).
Собирать в три креста ( а можно и в 4) т.к. колеса дисковые и будет большая скручивающая нагрузка при торможении. Так что спицы берем необходимой длинны (рассчитать можно на калькуляторе на сайте DT www.dtswitts.com).
4)Ниппеля
С одной стороны выбора какбы и нет, ибо ставить тяжелые (никелевые) ниппеля как раз в месте маз радиуса вращения глупо. Но есть одно но – при эксплуатации зимой, соль, влажность и хим. реагенты приводят к коррозии алюминиевых ниппелей (обычная химическая коррозия усугубляется электрохимической коррозией в месте соприкосновения ниппеля и пистона обода). Так что имейте в виду, что где-то через год катания можете столкнуться с рассыпанием ниппеля в труху. ( у меня такое было на 2х колесах).
Также, не стоит забывать о внешнем виде – у фирмы DT алюминиевые ниппеля есть разного цвета (продаются отдельно от спиц). Колесики могут получиться со своей изюминкой ( к примеру как это сделано на заводских вилсетах ХТ и ХТР).
5)Переходник крепления тормозного диска
В случае если хочется использовать диски под 6 болтов на выбранных втулках, нужно применять переходник. Кстати часто набор диск 6 болтов + переходник легче, чем диск с креплением сентрлоск. Переходник же добавляет не сильно много веса, но дает возможность разнообразия в применяемых дисках. Шимановский родной переходник очень тяжел (больше 50 гр).
Переходник от DT конечно легок (25гр), но есть варианты полегче:
1.Unex (www.unex-cables.com) 17 гр. (~500руб в магазинах Питера)
2.Аллигатор 19гр. (~550 руб)
Лоскринг, которым будет прижиматься диск к переходнику, лучше брать от диска ХТР (RT-96) вес где-то около 8,5 гр. Еще можно использовать лоскринг от кассет с 12 крайней звездой (от кассет ХТ к примеру).
6)Эксцентрики
есть 2 варианта:
1- использовать стяжки. Это эксцентрик без ручки, закрепляющийся с помощью шестигранника. Тут можно достаточно дешево взять легкий вариант. Но есть определенные неудобства при установки, снятия колес – нужен шестигранник ну и времени побольше занимает.
2- традиционные эксцентрики, собственно выбор достаточно большой, но халявной цены не ждите. Есть мнения что эксцентрики с титановой осью мягче чем с Алю/сталью. Я на своем опыте такого не заметил – но я легкий.
Есть 1 нюанс. На эксцентриках шайбы, приживающиеся к дропаутам должны быть достаточного диаметра и иметь насечку, предотвращающую проскальзывание (встречал отсутствие насечек на некоторых шоссейных эксцентриках) . У меня один раз в гонке колесо заднее вырвало из дропаутов - зацепился за корень.
Собственно, многие отдают предпочтение эксцентрикам фирмы USE.
7)Киперная лента
Киперная лента предназначена для предотвращеня перетираня камеры об шершавые отверстия под ниппели в ободе, также защищает (до определенного предела) от прокола камеры краем спицы в моменты резких ударов (когда колесо упруго деформируется)
Можно, конечно, наклеить хорошую изоленту – дешево и сердито, но все таки она растягивается по отверстиям ниппеля и сама достаточно тонкая. А в 2 слоя вес выйдет примерно сопоставимым с хорошей спец лентой.
На байке колеса, обычно, не накачивают выше 5-6 атмосфер, поэтому применение пластиковой киперной ленты из-за ее твердости ( камера не продавит в отверстия ниппелей) не оправданно. Также часто эти ленты тяжелы.
У некоторых твердых (пластиковых) киперных лент есть еще минус – острые или шершавые края, со временем камера может перетереться.