История с уникальным КК-болидом на 29” колесах и планетарке началась довольно странно и неожиданно для меня самого.
Случайно я нашел на ебее интересное предложение по Gary Fisher Superfly (первый карбоновый тунайнер) 09 года, цена на который не устремилась к 1 k$, а была в районе «очень сладкой». Отказать себе я не смог, сделал ставку и выиграл!!! Одна проблема – эта рама сделана под синглспид онли с трековыми горизонтальными дропаутами. Это ограниченная серия из 200 рам, которая не была в свободной продаже, а только для дилеров трека в США, по две рамы на магазин =)
С этого года Гари Фишер делает официально синглспидовые суперфлаи, но использует другую систему натяжения цепи на болтах, которая оказалась крайне ненадежной, и по сути привела к реколу модели.
Поскольку мне велосипед нужен для КК гонок, то наличие мультискоростной трансмиссии обязательно. В принципе можно было без проблем туда поставить задний переключатель под ось (Shimano Saint или Hone), однако, поиск решения проблемы привел меня к открытию планетарных втулок, которые отлично вписываются в СС раму.
Выбор планетарок не особо радовал – шимановская альфина и срамовская ай-мошн хоть и стоили недорого, но соответствовали диапазону 1х9 трансмиссии на 11-34 кассете, да и не особо позиционировались как спортивные, имели ограниченный ресурс и прочность. Чего нельзя было сказать о немецком техническом чуде – Rohloff Speedhub 500/14: c ресурсом более 100 т.км., возможностью применением плоть до ДХ и тандемов, минимальным обслуживание (смена масла каждые 5т. км), широким диапазон передач, соответствующиму тройнику 22-44 с кассетой 11-30, равным соотношение в 13,5% между каждой соседней передачей, 96-99% от КПД цепного привода в зависимости от передачи, идеальным чейнлайном, что по сути прибавляет 1-2% по сравнению с ездой на косых передачах.
Отзывов о гоночном применении Rohloff я нашел очень мало, профики ими не пользуются (хотя это никогда и не было показателем), НО многолетнее 18-ти страничное обсуждение на форуме велороуд и темы на MTBR, дали шанс планетарке встать на мою новую раму. Минус в виде цены в 1000 Евро не мог меня остановить от «безумного» эксперимента, тем более благодаря немецкому ебею я нашел свой Rohloff по не менее «сладкой» цене, чем раму.
По финансам получилось, что, продав ХТР по кругу, тренировочные колеса, заднюю втулку ДТ 240с, я ничего не потерял, что не могло не радовать. Хотя должно было добавится примерно пол кг веса (большей части массы вращения).
К середине декабря все компоненты были в наличии, и я попросил Dr.Gonzo заспицевать Rohloff на Sapim CX-Ray (благо у него был опыт работы как со втулкой, так и с этими плоскими спицами). С ободом FRM 388 29er получилось достаточно жесткое, прочное колесо, за что Косте большое спасибо. Я оперативно собрал байк прямо в Питере и сделал короткий контрольный выезд в Удельном парке. Все было отлично, но из-за того что система переключения в Rohloff вместо пружины возврата использует второй тросик (что по сути резко увеличивает надежность системы переключения), я при первой сборке перепутал тросса и при движении грипшифта на себя переключался не на пониженную, а на повышенную передачу, что исправил вечером. На следующий день я должен был принять участие в первой гонке зимней серии XCnews. Но по доброй традиции я отменился ДНСом в первом старте на новом велосипеде (в октябре на новом найнере я опоздал на старт лемболовского марафона, а в августе сошел на первенстве страны по КиНам из-за лопнувшей звезды на свежесобранном фокусе). Виной всему на этот раз стал вырвавшийся на разминке тросик переключения, который я слишком слабо затянул в «коробке передач». Времени было достаточно для ремонта, но ни у кого не было ключа Torx-25…
Ладно, это был далеко не последний старт и я имел возможность привыкнуть к несколько иному переключению чем на традиционной трансмиссии. Это было самым критическим моментом, когда я решался на покупку Rohloff. Были слишком неоднозначные отчеты – реклама производителя утверждала, что можно переключатся под нагрузкой, кто-то говорил, что нельзя, кто-то что можно. Вообще переключение оказалось четким, требующим буквально доли секунды, чтобы поставить любую передачу, НО как и в авто оказалась необходима нейтралка, чтобы легко и безболезненно включить передачу, с той лишь разницей, что нейтралка включается/выключается усилием на педали. Т.е. буквально на долю секунды, когда происходит переключение, необходимо НЕ давить на педали, но можно продолжать педалировать. По сути и с цепным приводом нужно придерживаться этого же правила, так что привыкать было не сложно. Если продолжать давить на педали, то МОГУТ (но далеко не всегда) включится «промежуточные» положения «коробки передач», что не очень приятное явление, т.к. крутишь практически в пустую. В такой ситуации достаточно повернуть педали назад, чтобы включилась правильная передача.
Еще одной проблемой оказалось загущение масла во втулке при отрицательной температуре. Оно проявляется в более тугом движении цепи и уменьшении четкости переключения (когда выезжаешь из дома на теплом байке разница ощущается, т.ч. летом будет лучше). Производитель рекомендует заливать на зиму промывочное масло, американцы разбавлять масло керасином. Но я купил Rohloff новую, и сервисные 5 т.км настанут еще не скоро, поэтому решил ездить как есть.
Следующий старт был у меня дома 24 января. Приехали сильные спортсмены из Питера и я был не уверен в своем успешном выступлении, учитывая то, что температура была -15. Однако все прошло как нельзя лучше и я занял первое место.
Так же 20-го февраля в Питере на крайнем этапе XCnews я занял почетное 3-е место при -26 градусах, проиграв только Андрею Галафееву и Григорию Лалину. Следующие старты теперь только через 2 месяца но уже сейчас ясно, что от нынешней концепции байка мне нет причин отказываться, т.к. все устраивает на 100%.
Подробнее о других компонентах моего кастома.
Рама Gary Fisher Superfly SingleSpeed 2009, размер M. Вес районе 1250гр.
Сразу после покупки я наткнулся на многочисленные отчеты о хрупкости этих тайваньских рам. У людей часто лопались подседельные и нижние трубы, задние перья. В каких-то городах ни у кого не было «девственных» рам, все как минимум по разу их меняли. Благо сервис в США на высоком уровне. Даже если ты сломал раму по своей вине, то за 600$ тебе предоставляют замену. И конечно такая гарантия распространяется только на первого владельца.
Участь удостоверится, что superfly = superweak представилась и мне. В середине января, через месяц после покупки лопнуло верхнее правое перо, примерно посередине. Поперечная трещина занимала половину периметра пера. У меня уже был опыт годичной давности с ремонтом карбоновой рамы, поэтому я недолго расстраивался и пошел к знакомому ориентировщику, который как спички ломает палки и сам ремонтирует их. Заклеили перо 1,5 слоями стеклоткани и эпоксидкой – все ОК, месяц уже держится. Для лыжных палок достаточно и одного слоя, чтобы в этом месте палка больше никогда не сломалась.
Вилка Fox F29 RL 2008 года, G2 геометрия.
Гари Фишер с недавнем прошлом подверг маркетологическому усовершенствованию легендарную геометрия рам гениус, укоротив базу рамы на 5мм и увеличив офсет вилки на 5 мм. Теперь «правильно» стало использовать с ГФ только кастомными Г2 вилки (офсет оси втулки относительно штока 51мм), которые делают только Фокс и немного RockShox. У меня получилось так, что первый месяц ездил на новой раме с вилкой Маниту Минут 29, которая меня более чем устраивала, но была 100мм и имела нормальным офсет. Решил, что для полного феншуя надо ставить «правильную» 80мм вилку. Разница в рулежке была заметная, велосипед стал более послушным, но не ясно, являлось ли это заслугой Г2 вилки или 80мм под которые рассчитана рама. Я предполагаю, что все дело в 80мм, т.к. чемпионы США, члены команды ГФ ездят на обычных 80мм ребах.
Колеса пришлось собирать с уклоном на прочность, т.к. на них же приходится тренироваться. Безкамерные обода ФРМ 388 весом 428гр не совсем справляются этой задачей, хотя возможно появившиеся на месяц эксплуатации восьмерки ничего страшного из себя не представляют. Хотя Гонза сказал, что с компетишинами и ободами ZTR Arch (470гр) колеса выходят более жесткими. Сейчас спереди у меня стоят спицы ДТ суперкомп на втулке ДТ 240 (под 9 мм ось). Планирую собрать более лайтовое колесо на спицах Sapim CX-Ray и новом ободе ZTR Crest (370гр), а также тренировочное переднее колесо, чтобы гоночное лишний раз не убивать.
Мне давно уже нравился супер-секси карбоновый вынос Bontranger XXX со своим knee-friendly дизайном (шляпки болтов глубоко спрятаны, делая менее болезненным удар коленей о вынос). И на новый байк я решил поставить именно его. В длине 90мм он весил 142гр со стальными болтами. Титановые болты должны уменьшить вес примерно до 130гр. По жесткости вынос сравним с алю ричи ВЦС. Т.е. не идеально жесткий, но для КК хватает.
Последний год я ездил на руле Syntace 630мм, 9 градусов. В принципе он меня полностью устраивал, тем более что весил 119гр. Однако модные тенденции не оставили меня равнодушным и я поставил Easton Monkeylite Low-Rise 685мм (170гр). Покатался 2 дня и не смог больше ездить на 630мм. Разница слишком большая.
Совсем недавно поставил грипсы ESI Race - единственные белые нерезиновые грипсы, с небольшим весом. Они такие, какие и должны быть нормальные грипсы, т.е. незаметными: не крутятся и не толстые (как Ричи ВЦС).
Рубашки, которые идут в стоке со втулкой и грипшифтом, представляют из себя чугунную тормозную рубашку с не менее чугунным пластмассовым внутренним линером, позволяющим использовать тросы для переключения. Вес такого 2-х метрового чуда составляет около 120гр (а от манетки идет пара тросов и рубашек!!!). Недолго думая, я поставил серебристый Alligator I-Link, который остался от эпика. Тем самым я сбросил 50гр только на одной рубашке. В ближайшее время я ожидаю прибытие нового комплекта мегалайтовых рубашек Alligator I-Link mini, которые позволят сбросить еще 70гр. Так же думаю о приобретении пластиковых тросов Powerсordz, которые облегчать мою жизнь на 25-30 =)
Стоял большой вопрос о системе. Мне хотелось 172.5мм шатуны и как можно более узкий q-фактор. Поскольку необходимо использовать 38-40T звезду, то я решил поставить шоссейную систему. Но основная проблема состояла в том, что на раме 73мм кареточный узел, поэтому интегрированные шоссейные системы отметались (тем более интеграшки мне особо не нравятся, из-за слабой грязезащиты). На данный момент я поставил Dura-Ace 7701 с кареткой ХТР 116мм. Хотя без модернизации не обошлось, т.к. шатуны упирались в перья – пришлось растачивать их внутреннюю поверхность. Вес вышел в районе 730гр. К гоночную сезону я планирую поставить ZIPP 300 с ti-кареткой Token, тем самым сбросив примерно 200гр.
Оставшиеся компоненты:
Временный чугунный подседел Thomson Elite, который будет заменен на китайский белый карбоновый со смещением.
Седло Fizik Tundra Carbon (кайфовая узкая седлушка, встала идеально под мой зад).
Тормоза Avid Elixir CR Carbon White - то, что я люблю, и просто красивые, хоть и тяжелые.
Цепь дура 9ск. За 2 т.км не растянулась до 0,75 Вероятно, это из-за отсутствия перекосов!? К лету поставлю лайтовую Кампу Рекорд 10ск.
Педали Look Кварц Carbon Ti. Лайтовые, надежные педали с уникальным решением проблемы люфтов.
Покрышки под трассу - 500гр Бонти XR1, 540гр спеш FastTrak, более чугунный контри RaceKing. Надо бы еще найти идеальную пару под грязи. Покрышки ставлю безкамерно.
Текущий вес в районе 10600гр. Планирую максимально приблизится в 10кг к лету.
Остальные фотки: